[эфиоп. ; букв.- «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.)), распространитель христианства в обл. Амхара. Днем рождения И. М. считается 26 генбота (21 мая), среда; с учетом хронологических данных, приведенных в его Житии, исследователи относят это событие к 1214 г. И. М. род. в сел. Дахна в обл. Бегамедр (Бэгемдыр). Его родители За-Крэстос и Эгзиэ Кэбра долгое время были бездетными. После молитв ко Господу и Пресв. Богородице и исполнения принятых обетов у них родились 3 сына, старшим из к-рых был И. М. В Житии указан не только день его рождения, но и день зачатия (26 нахасе (19 авг.), понедельник), что представляет собой исключительный случай в эфиоп. агиографии. До 30 лет И. М. жил в достатке в родительском доме и получил хорошее образование, изучал Свящ. Писание, совершал добрые дела, предавался благочестивым размышлениям и хранил телесную чистоту. Однажды ночью ему явился арх. Гавриил и трижды повторил приказание отправиться в монастырь Дэбрэ-Дамо к настоятелю аббе Йоханни. И. М. ушел из дома, пока его родные спали. Йоханни сомневался, сможет ли новый ученик быть монахом, но И. М. безропотно исполнял послушания и через 7 лет получил от настоятеля монашеское облачение. И. М. строго соблюдал устав прп. Пахомия и до самой смерти спал только сидя.
Спустя нек-рое время И. М. вновь явился арх. Гавриил, повелев идти на восток и добраться до острова посреди оз. Хайк, на к-ром последний аксумский царь Дэл-Наод возвел ц. св. Стефана. Достигнув озера, И. М. провел 6 месяцев на его берегу, служа в ц. апостолов Петра и Павла, пока один из жителей острова не перевез его туда. Церковь св. Стефана И. М. сделал центром основанного им мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос; правивший тогда загвейский царь назначил И. М. первым настоятелем обители. Впосл. судьба мон-ря и И. М. оказалась тесно связанной с претендовавшим на эфиоп. трон Йэкуно Амлаком, к-рый стал родоначальником новой династии Соломонидов. В благодарность за духовную поддержку этот государь заключил с И. М. ряд «заветов» (договоров). Так, на острове было запрещено жить женщинам и мирянам; настоятель Хайкского мон-ря занял высокопоставленное положение при царском дворе, получив особый титул - аккабе-саат (однако И. М. отказался от него в пользу своего преемника За-Иясуса, поскольку никогда не покидал остров).
В агиографической традиции отношения И. М. с величайшим эфиоп. святым Такла Хайманотом отражают сложные моменты взаимодействия между Хайкской обителью и конгрегацией мон-ря Дэбрэ-Либанос, претендовавшей на первенство в Эфиопской Церкви. Такла Хайманот, который провел в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос 7 лет в качестве послушника и 3 года как монах, считается учеником И. М. Однако, когда Такла Хайманот решил отправиться в Дэбрэ-Дамо, И. М. попросил его взять у Йоханни и принести ему монашеский наплечник (схиму), поскольку в том облачении, к-рое И. М. получил от Йоханни, этого предмета не было. Когда Такла Хайманот вернулся, И. М. принял наплечник со словами: «Будучи моим сыном, ты стал моим отцом», имея в виду духовное родство.
К ученикам И. М. причисляли также эфиоп. святых Аарона Дивного, Бацалота Микаэля, Георгия из Саглы и др. И. М. скончался на 9-м году правления Агбэа (Ягба) Сиона, т. е. в 1293 г.
Наиболее ранним агиографическим текстом, связанным с И. М., является датируемая нач. XV в. гомилия в его честь (Marrassini. 1986). Пространное Житие И. М. сохранилось в 2 версиях, из к-рых издана более поздняя, составленная, по одним предположениям, во 2-й пол. XV в., по другим - в XVII-XVIII вв. Более ранняя версия, появившаяся после гомилии, идентифицирована в рукописи Dâgâ Estifânos. 53. Fol. 96r - 109v (Six. 1999) и, подобно гомилии, не содержит важных для истории Эфиопии сведений о контактах между И. М. и Йэкуно Амлаком. Краткого Жития И. М. в эфиоп. Синаксарях не выявлено: под 26 хэдара в них упоминается лишь имя этого святого и приводятся саламы (величания) в его честь.